В течении дня пост перетерпел модификации и обновления, в зависимости от реакции прессы, молдавской и зарубежной. Ниже я делаю попытку проанализировать 6 потенциальных причин отставки правительства Тарлев-2.
———————————————————————–
Удивительные вещи происходят в Молдове. Даже не знаю если смена правительства перед парламентскими выборами становится на постсоветском пространстве какой-то новой политической модой, или захватывающим процессом типа оранжевых революций. Но ход российских коллег стал похоже заразительным, и отечественные полит-технологи в Кишиневе решили его повторить. Я читал появившиеся комментарии разных политиков и аналитиков, об этом неожиданном шаге ПКРМ. Довольно занятные конечно, хотя все они вызывают вопросы, по части эффективности и логичности подобного шага для выполнения тех целей, которые они выдвинули.
Но, так как мы знаем что в поступках политиков не всегда есть логика в той мере что мы считаем логикой, точнее сказать, политики принимают решения на основании некоторых знаний и предположений, и имея цели которые широким массам не известны, то у них всегда своя особенная логика. Поэтому я решил выдать ряд соображений, даже фантастических в какой-то мере, которые могли бы претендовать быть объяснением данного события. Во-первых, нету ни малейшего сомнения что шаг этот не был спонтанным, а был что ни на есть запланированным, то есть власть пожелала отправить правительство в отставку. То, что это произошло сразу после 6-го съезда ПКРМ возможно и имеет объяснение, но пока я не просмотрел видео съезда, не могу ничего сказать, может читатели выскажутся. Кстати, может кто-нибудь записал трансляцию онлайн? Может вы знаете если она есть в нете?
Итак, начнем с самых, возможно невероятных, объяснений: отставка правительства означает что есть желание вызвать досрочные парламентские выборы, согласно сценарию, который был слит прессе в прошлом году. В пользу такого сценария говорят слова президента Воронина, который уже несколько раз выражал уверенность что приднестровский конфликт будет решен до конца 2009 года. Но существуют много факторов которые говорят и против этого сценария – то что Москва ясно дала понять свое желание дистанцироваться от конфликта, чтобы ее не считали стороной конфликта, настаивая на то, чтоб Кишинев признал Тирасполь равноправной стороной конфликта; то что она имеет все козыри в руках, и не желает делать поблажки Молдове если та не согласится на независимость Тирасполя в рамках лишь де юре суверенной Молдовы, а де факто сохраняя ту же ситуацию что была на протяжении последних 17 лет; то что Россия желает сохранить военное присутствие в Молдове, и то что российская политическая культура не признает никаких ситуаций, в отношениях со слабыми, кроме тех, которые может сама контролировать.
Нет нужды объяснять что слова президента Воронина не обязательно являются непогрешной истиной, скорее наоборот, пока что все его слова по отношению к молдо-российским отношениям имели лишь форму выдавания желаемого за действительное, в попытке успокоить своих избирателей. Но, этот сценарий может иметь высокие шансы на жизнь, если Россия сумеет выдавить из президента Воронина уступки, ей нужные.
Другой возможной причиной может быть необходимость подготовки нового “локомотива” для будущих выборов ПКРМ, который бы помог коммунистам собрать те утерянные голоса, которые не может привлечь президент Воронин. Этакий новый премьер-звезда экрана НИТ, ТРМ и других масс медиа находящимися под шефством Марка Евгенича. С такой медийной артиллерией за год можно даже из сапожника сделать молдавского политического Том Круза. Тем более имея административные возможности ПКРМ, которые в теории могут потребовать данные прошлых местных выборов, и проанализировать где они потеряли голоса, у граждан какого возраста и рода занятий. Остальное дело соцопросов и техники, которые легко воплотить в жизнь имея финансовые возможности партии. В пользу этого говорят многие вещи – и запланированная отставка, и слова про “новые задачи и новых людей”, и про необходимость омолодить руководство, да и эта статья, говорящая по словам моих знакомых голосом г-на Ткачука, на ресурсе который часто используется для слива с президентуры вроде бы подтверждает такую версию.
Есть и проблемы с таким сценарием – дело в том, что те, которые голосовали против ПКРМ на местных выборах, они голосовали принципиально против партии, и навряд-ли есть возможность этот тренд повернуть вспять. Вероятнее всего, в этом случае, мы имеем дело не только с недоверием к ПКРМ и к ее явной политики стагнации, просто даже очень хорошие правительства пробыв долго у власти провоцируют у населения желание изменений – они просто хотят перемен и надеються что новые люди с этим справятся лучше. А правительство ассоциируется с ПКРМ, так как это был его имидж созданный в масс медиа, и независимо от состава кабинета министров, он будет коммунистическим кабинетом в глазах населения. В данном случае политика тотального контроля исполнительной власти со стороны Партии Коммунистов сыграла против них, так как если бы кабинет министров воспринимался как независимый, то изменение его состава могло привести к возможному росту его поддержки среди населения. Тем более, что те, которые считают что кабинет не справился со многими задачами, понимают, что министры контролируемые ПКРМ, делали лишь то что им позволяла партия, и их неудача это не что иное как ошибочные политики Партии Коммунистов. А из-за контроля ПКРМ над любым правительством, независимо от состава, никакие кадровые перестановки не изменят мнение той части населения которая мыслит подобным образом. Для другой же части, которые не понимает этих деталей, состав правительства не играет большой роли.
Эта же аргументация отвергает и другую возможную цель, которую, согласно кишиневской прессе, преследовали коммунисты – якобы сделать из правительства Тарлева “козла отпущения” за все ошибки которые совершила ПКРМ. Тем более, что побочным действием такой тактики стало бы признание коммунистов в своем ущербном руководстве страной в течении 7 лет, а они как раз настаивают на успешной работе правительства. Поэтому не вижу смысла делать такие резкие шаги, как отставка правительства, преследуя названную цель.
После двух более или менее рациональных сценариев, надо представить и один неординарный. Отставка правительства могла послужить и уменьшению роли и влияния Виктора Степанюка в руководстве страной и в партии. Его сначала сделали вице-премьером, убрав из Парламента, чтобы затем сыграть похоронную и правительству. Насколько это так или иначе покажет время, когда мы сможем понять какую роль сыграет г-н Степанюк в новой конфигурации власти. Против этого варианта говорят очень много фактов, и очень мало его поддерживают. Трудно дать квалифицированную оценку этому сценарию не имея хорошего представления о роли которую Степанюк играл раньше. Но тот факт что его фамилия промелькала среди других в качестве возможного председателя ПКРМ, говорит минимум о том, как окружающие воспринимают возможности В. Степанюка. Но если ради его отстранения от властных рычагов потребовался такой серьезный шаг как отставка правительства, значит он был очень сильным конкурентом – необычайно сильным.
Возможность что правительство убрали, чтобы якобы создать новое правительство, с более европейским лицом довольно несостоятельно, по моему. Начиная с того, что для большей части населения это правительство действительно было неплохим. Другое будет столь же хорошим, как ее покажут по телевизору. А пытаться обмануть тех, которые мечтают об европейской интеграции довольно наивно. Многие из таких граждан, которые довольно грамотные, видят евроинтеграцию и ПКРМ как два несовместимых понятия. Потому и смена правительства ради этой цели является перегибом или как говорят англичане “оверкилл”. Но политиков умом не понять. К тому же, не надо забывать про очень высокий уровень пристрастности и погрешности политики, которую консультирует один единственный человек. Каким бы интеллектом не располагали, один человек или маленькая группа не в состоянии просчитать все сценарии, так как они всегда будут ограничены своим опытом и образованием. Тем более что система управления построенная ПКРМ не позволяет новым идеям и талантам проявить себя, так как давит их запретом на инициативу и игнорированием их замыслов.
UPD:
В любом случае, надо подождать и посмотреть как будут далее развиваться события, хотя Pro TV уже сообщило, что президент Воронин заявил прессе о 5 возможных кандидатах на пост нового премьера, среди которых и три вице-премьера уходящего кабинета. Кто знает, может В. Степанюк и станет новым премьер-министром?
Но радость с которым Василе Тарлев объявляет о своем уходе “по собственной инициативе”, как знак “проявления смелости” и его слова о том, что он будет помогать новому кабинету, наводит на мысль, что г-ну Тарлеву уже обещали минимум кресло президента.
UPD 1:
Тем временем журналист Олег Кристал, который работает на газету, по слухам, подшефную Марку Евгеньевичу, и который в силе этих своих профессиональных занятий имеет возможность слышать больше чем простые обыватели, дает две возможные кандидатуры для нового премьера: Игор Додон, нынешний министр экономики и торговли (из “очень надежных источников” г-на Кристала и которого, по его словам, очень ценит президент), или Зинаида Гречаный, нынешний первый вице-премьер (согласно парламентским источникам О. Кристала).
UPD 2:
В одной из последних новостей этого часа от Про ТВ, со ссылкой на зарубежную прессу было сказано о существовании мнения, что мы являемся свидетелями воплощения в жизнь похожего российского сценария в Молдове. Якобы Воронина с Тарлевым связывает давнее и крепкое знакомство, и что Тарлев став возможно президентом, назначит Воронина премьером, после выборов 2009 года. Думают этим соображениям не хватает убедительности. Когда делаем параллели между двумя, пускай даже возможно похожими событиями, надо смотреть на различия. А различий в данном случае множество. Во-первых, в отличии от российского политического океана, где серьезных хищников пруд пруди, в молдавской луже трудно и рачка найти. Значит и угроз в адрес Воронина меньше и слабее по интенсивности. Потом, Воронин руководит политической партией, которая влиятельна, и вполне вероятно таковой останется и после следующих выборов. То есть если партия будет у власти, то Воронин будет у власти тоже. К тому же, следующие выборы надо сначала выиграть, да так, чтоб иметь возможность назначать правительство, в противном случае прогнозы западных СМИ беспочвенны. Еще одним штрихом к моим аргументам будет идея что институт президента превалирует в политической системе страны только из-за того, что ПКРМ держит большинство мест в Парламенте, и они позволяет такой расклад сил. Но если они, имея законодательное большинство в Парламенте пожелают чтобы институт правительства (премьер) руководил государством, то президент станет символической фигурой, какой сегодня принято считать премьера. По этому такие сложные рокировки как в России, где у Путина не было гарантий что он останется у власти, не нужны в случае Молдовы. Если коммунисты выиграют выборы, и если Воронин пожелает продолжать управлять страной, ему ничего не стоит сделать это из кресла премьер-министра, имея свою послушную партию в качестве парламентского большинства. Кто-нибудь видит логический изьян в вышесказанном?

March 19, 2008 at 8:50 pm
mdaa…necunoscute sunt caile … lui Voronin
… dar daca Dodon va deveni premier, atunci va fi greu sa afirmam, asa cum ne-am deprins deja, ca : “система управления построенная ПКРМ не позволяет новым идеям и талантам проявить себя, так как давит их запретом на инициативу и игнорированием их замыслов”…
March 19, 2008 at 9:00 pm
Ничего подобного. Назначить человека на должность, где ему нельзя и чихнуть без разрешения, без риска быть посланным в отставку, никак не означает позволить молодым талантам проявить себя. Кто бы не пришел на пост, он будет безвольным винтиком в машине идей и целей ПКРМ, хотя признаю что сможет попробовать продвигать идеи. Но пока над таким человеком будет “фильтр” состоящий из бывших советских номенклатуршиков и оппортунистов молдавской автократии, любые прогресивные идеи будут выброшены в мусорную корзину.
March 19, 2008 at 11:54 pm
Cred ca concluzia aceasta este un pic exagerata… E drept, toti finctionarii sunt niste “titirezi” in vastul mecanizm guvernamental, insa un lucru este clar, nu toti au aceeasi pondere in acest sistem… Orice structura, fie ea de putere, culturala, sociala, etc., nu “determina” ci “influenteaza”; si imi este dificil sa consider ca fiecare poate fi “influentat” in acelasi mod. Ideea precum ca premierul “nu poate nici sa stranute fara permisiune” ar trebui sa tina cont si de valoarea si ponderea persoanei in cauza, precum si de consecintele unei demiteri fortate. Si daca ne uitam ca Dodon nu prea este tentat, sau nu se grabeste, sa devina membru al pcrm, precum si la faptul ca in cv-ul lui este mentionata limba romana si nu moldoveneasca, putem deja trage anumite concluzii in aceast sens… Daca acest mecanism este atit de determinant, de ce atunci n-a fost “convins” sa vorbeasca moldoveneste, stiut fiind faptul ca aceasta reprezinta un element important pentru pcrm?
March 20, 2008 at 12:49 am
Октавиан, мне кажется ты чуть увлекся теоретизированием. Для ПКРМ важно настаивать на разность молдавского и румынского народов, в определенных лимитах. Для них не важно заставить всех министров говорить на “молдавском”. Очень ошибочный вывод ты делаешь. Почему тогда Воронин часто ссылаясь на последнюю перепись населения говорит что молдаван у нас больше чем румын? Это указывает не на то что он отвергают румынское, а на то что в таких чувствительных гос-политиках как язык и идентичность, они желают дистанцироваться от Румынии и румынских корней. На Мюнхенской конференции президент ответил на вопрос, что хоть языки и одинаковые, но свой мы желаем назвать молдавским. Есть гос-политика, и есть быт, и коммунисты достаточно умны, чтоб не путать одно с другим. От министра не требуется чтоб он был слепо предан заветам великого Ленина. Руководящая верхушка не идеализирована – это прагматичная, закрытая, авторитарная по духу группа людей, использующая коммунистическую символику. Это также значит, что личные связи в партии (основанные и на общих интересах), определяют назначения на должности. Ты можешь не быть убежденным коммунистом (как и не являются многие из высших партийных чиновников ПКРМ), но раз за тебя поручились, и продвигают, то ты будешь расти. Министр Додон не стал бы министром в таком молодом возрасте, если бы за него не поручились и не лобировали. В практичном мире политики то что пишет он в резюме не играет большой роли, главное чтоб он выполнял указания свыше, в точности и чтоб был достаточно смышленным чтоб не завалить направление которое ему подшефно.
Возвращаясь к “чиханию”, давай посмотрим на теоретическую ситуацию, когда скажем министр получил исследование от аналитического отдела своего министерства, которое раскрывает перспективные возможности сотрудничества с какой-то западной компанией. Она могла бы предложить хорошую сделку правительству Молдовы, и этим частично избавляет нас от энергетической зависимости, но при этом страдают интересы России/Газпрома. При этом также страдают и интересы высокопоставленных чиновников, прямо или косвенно. Министр предлагает сотрудничество с этой компанией, но ее наверху забракуют сразу, и притом захотят чтобы факт этого случая не был слит в прессу. На кону карьера министра, и в любом случае он ничего не может сделать, поэтому он просто примет реальность и подчиниться. Он – часть комманды, и если он желает продолжать состоять в комманде, то он обязан играть по ее правилам, и защишать ее интересы. Так как гражданин Додон стал министром, то это значит что он принял правила игры. А факт названия языка в резюме возможно для некоторых иностранцев значит что он знает еще один иностранный язык
. Я не уверен что ты работал в госучреждениях, и не уверен что понимаешь как они функционируют в Молдове. Но даже теоретизируя можно понять это – ПКРМ имеет власть над всеми ветвями власти в стране. Из этого исходит то, что любой винтик этой системы, если не желает работать как от него ожидают, будет заменен на другой. Причем чем выше уровень, тем жестче требования к человеку. Так что как говорят англичане, I don’t buy your argument.
March 20, 2008 at 1:54 am
…adica sa inteleg ca cei ca Dodon si Rosca vorbesc si romana si moldoveneasca?
interesant bilingvism…ar trebui sa le treaca pe ambele la cv
bine, oricum nu prea cred ca Dodon are sanse…dar mai stii ce se poate intimpla in “tara tuturor posibilitatilor”…
March 20, 2008 at 7:42 am
Просто поразительно! Тут, в Приднестровье, уже давно (по крайней мере последние два месяца – это точно) предрекали отставку Тарлева и развитие событий в Молдове по примеру того, что произошло в России. Вы же только сейчас начинаете анализировать, что и как будет. Все лежит на поверхности! Только нужно уметь все это увидеть. Это Молдова, а не Россия!!! И беда в том, что, если в Москве все было сделано, как по маслу, в Молдове – “трагедию превращают в фарс”.
Не нужно быть Олегом Кристалом, чтобы не понимать, что на пост премьера претендуют три кандидатуры. Додон, Гречанная и Степанюк. Последнюю фамилию я бы с удовольствием поставил на первое место. Но меня смущает только одно обстоятельство. Отношение Марка с Ворониным сегодня. Если президент решил избавиться от своего назойливого советника, – тогда на коне Степанюк. И Воронин после выборов – премьер. Причем, все рычаги власти (по Конституции опять будут у него). Если же Марк по-прежнему остается в фаворе – тогда Степанюку кранты. Поэтому пока на первом месте остается только один кандидат – Додон. Гречанная, к сожалению, вряд ли будет премьером. Молдова – таки Молдова. Здесь еще не созрели до того момента, чтобы видеть женщину у кормила власти. Пока что для нее подходит другое обстоятельство. Как говорил Жванецкий: “Ты -женщина! Раз, должна лежать. И два, – смирно!.
Но! Я не зря упомянул о “фарсе”. Вопрос в том, что эти все “хотелки” Воронина ни к чему хорошему для него самого и семьи не приведут. Отец всея Молдовы фактически все растерял, что у него было за эти семь лет. Сейчас только ленивый не будет старатья его лягнуть и побольнее. Он сам не знает, что будет завтра! Поэтому и начинается легкая паника, и с приближением выборов она будет стремительно нарастать. Он, Воронин, ни в чем не может быть сегодня уверен. Путин, к примеру, мог назвать себе преемника, и российский народ выбрал его на “Ура”. В Молдове все наоборот. Кого бы ни назвал молдавский президент – кандидатура обречена на провал. Воронин, не начав выборы, уже их проиграл. И наглядный тому пример – выборы в Гагаузии. Они ведь всегда служили примером для всей остальной Молдовы.
Да, я уверен, что ПКРМ выиграет выборы, но (и я уже высказывался на сей счет) она проиграет парламент. Она не сможет выбрать даже председателя. А блокироваться с ней в стенах законодательного органа вряд ли кто захочет. Есть только один вариант иметь большинство – это Приднестровье. Но этот вопрос, судя по последним прессконференциям обоих президентов, – так и останется висеть в воздухе. Что очень печально!!!
March 20, 2008 at 10:32 am
Это как если бы австрийцы назвали свой язык австрийским – oesterreichisch.
March 20, 2008 at 11:56 am
P.S. Хотя во властных кабинетах Приднестровья сегодня все практически говорят, что новым премьером молдавского правительства может стать Зинаида Гречаная.
March 20, 2008 at 12:43 pm
еще одна “вероятная” версия:)
депутат Верховного совета ПМР Валериан Тулгара:
Воронин сделал это для того, чтобы не начинать переговорный процесс с Приднестровьем.
Воронин как бы подстраховывает себя. Если Россия потребует у Молдавии начала переговорного процесса, у него есть все основания для того, чтобы этого не делать
http://www.regnum.ru/news/973813.html
March 20, 2008 at 3:08 pm
Поразительно:), я вижу “старые лица” тут
. Безумно рад этому
. Хотя жалко конечно что мои румыноговорящие сограждане меньше смеют писать комменты, пусть хоть и на румынском. Ладно, по порядку.
Nik-u:
.
Я анализируют события, а не домыслы и неподтвержденные предположения. То что в Тирасполе об этом говорили уже 2 месяца, это одно дело – на то у них и есть разведка, которая должна информировать тамошних политиков. Мне эта информация не была доступна, и я исхожу из того что у меня есть – информация из открытых источников. Знать всего невозможно
Далее, хотя я наверное не сильно акцентировал внимание, но я не думаю что мы имеем дело с той тактикой, что использовалась Путиным. И я склонен возразить вам тут, настаивая что у Воронина позиции сильнее (как я и пишу в самом конце поста) – даже если Воронин не станет государственным деятелем, он все равно будет влиять на политику страны, в качестве председателя ПКРМ. Путин же сталкивался с дилеммой, как сделать чтоб его не выбросили на свалку истории, как Ельцина, – вот и одно объяснение его рокировки. Потому, я считаю что это событие имеет иное объяснение в Молдове, дело складывается скорее к тому, чтобы назначить и распиарить премьера, который бы смог “расширить избирательную сеть” ПКРМ, и собрать часть того электората, что лицо партии – Воронин не сможет собрать. Наиболее вероятно что ихний “target audience” это молодежь, поэтому если я прав, Степанюка навряд-ли назначат премьером, скорее всего больше шансов у Стратана или Додона. Но, если я прав, то это также значит что история с голосованием левобережья имеет мало шансов на воплощение в жизнь. А причина тому, если дальше спекулировать, может быть то, что Кремль попросил слишком большие уступки у Кишинева, больше чем те могут уступить, и поэтому вторые ищут альтернативные методы привлечения электората. И если они правильно сыграют свою карту, а оппозиция ступит как обычно она делала до сих пор (не по своей вине а из-за отсутствия финансов – избирательная кампания это деньги), то у них целый год на продвижение кандидатуры что возможно позволит ПКРМ хотя бы сохранить свое законодательное большинство еще на 4 года. То есть, возможно вы правы, когда говорите что Кишинев и Тирасполь не добьются большого прорыва в переговорном процессе, но лишь в том случае если президент Воронин и его команда посчитают требования России чрезвычайно нереальными.
Но я не согласен с тем, что в Молдове женщина не может стать главой правительства. Совсем даже наоборот. Также, мне кажется вы слишком драматизируете положение президента Воронина. Даже если вы его не перевариваете – противников тоже надо объективно оценивать, потому что в противном случае вы рискуете проиграть. У президента Воронина, повторяю, по моему мнению сильные позиции в Молдове, сильнейшие по сравнению с любым другим политиком. Далее, я бы не стал называть гагаузскую автономию “зеркалом” избирательных предпочтений граждан Молдовы. В Молдове ситуация различается от того что мы наблюдаем там, хотя похоже тренды показывают одинаковые направления, но интенсивность этих трендов различается довольно таки сильно.
Мелиоратору:
Полностью разделяю ваше мнение, но политика оперирует не только фактами, но и эмоциями, образами. Вот они и строят образы, при этом вызывая недоумение у тех, кто понимают какой язык является родным у молдаван и почему ПКРМ считают по другому. Но преследуя такую тактику ПКРМ сохраняет поддержку некой части электората – это чистой воды прагматизм, в моем мнении.
Nik-u:
.
Ваш постскриптум интересен. К сожалению я не знаю что обсуждается в властных кругах Кишинева или Тирасполя, поэтому попробую поверить вам, и подожду чтоб удостоверится в этом
То andry NBNB:
Я читал и другие комментарии г-на Тулгарэ. К сожалению Регнум чаще всего обращается за комментариями к тем, которые не всегда могут давать обоснованный ответ, и поэтому он медлено превращается из новостного агентства в платформу для ведения информационного противостояния. Тулгарэ говорит то, что он хочет чтоб другие верили, а не дает аргументированное мнение. Этот (как и другие его мнения) комментарий лишен логики, и на Западе ему бы перестали оказывать информационное внимание после 2-3 раз таких слишком простых высказываний. Кишинев наоборот желает переговорного процесса, что нельзя сказать о части политэлиты в Тирасполе. Тулгарэ должно быть числится в их рядах.
March 20, 2008 at 4:04 pm
хы! так Тулгару не обижать!:)
если как вариант премьер – Стратан, то участившиеся сообщения о активности Осталепа тому подтверждение, хотя сможет ли Стратан, напоминающий мне ленивого Мотана, какой то свежести принести?
Додон вариант, молодой амбициозный, вроде смотрится, но на сколько он управляем верхушкой коммунистов я не знаю.
Гречанная после неудач на выборах в Кишиневе и еще что-то кажется “рабочей лошадкой”, а не чем-то ярким, хотя может я и ошибаюсь, на этом фоне больше бы смторелась глава таможки Фуркулица:)
Степанюк премьер, это толком не меняет ничего, одно лицо, на другое, что Тарлик, что он….
будем посмотреть
March 20, 2008 at 4:15 pm
а вот Кристал уже всех опередил Гречаная….
March 20, 2008 at 5:30 pm
Да я разве его обижаю? Но правила игры таковы, что если ты вызвался давать комментарии прессе, говоришь очень сомнительные вещи и даже не утруждаешся обьяснить логику своих заявлений, то твои слова в лучшем случае раскритикуют
.
Насчет других ваших слов – не надо забывать, что логика других людей не всегда схожа с нашей логикой. Почему вы считаете что им нужно “свежесть”? А может этим шагом преследовались другие цели. И потом, было бы не очень правильно утверждать, что кто-то не сможет привести свежесть – уже факт того что назначен новый человек, говорит о в какой-то мере о “свежести”. Потому, с этой точки зрения не имеет разницы кого ставить. Новый кабинет будет, а остальное дело техники. Но я не считаю что ПКРМ ищут только свежести.
Насчет Додона – то же самое. Почему вы считаете что управлять им будет трудно? И зачем надо управлять? Он – часть команды, и посему, если захочет остаться таковым, то будет играть по правилам. Тем более что политическая система в Молдове не позволяет премьеру играть одному, так как все ветви власти играют в одни ворота. Я выше уже говорил об этом, в моем ответе Октавиану. Вы не согласны с этой логикой, или вы ее упустили из виду?
Насчет Кристала, мне кажется что он скатал новость о Гречанной с Нового Региона, которым “их” источники в парламенте, тоже сказали то же самое. Конечно, это в том случае если автором статьи для НР2 не был г-н Кристал.
March 20, 2008 at 5:46 pm
Ну вот. а вы говорили женщин не назначают. Воронин предложил в парламенте кандидатуру Гречаный.
Nik-u:
Похоже в властных кабинетах Приднестровья знают о том что творится в Кишиневе больше чем наоборот. Поэтому и продержались 17 лет – грамотнее работают.
March 20, 2008 at 6:45 pm
про Тулгару все понятно:)
если исходить из того, что за год до выборов необходимо улучшить имидж ПКРМ, нужно новое лицо этакий публичный ребрендинг, понятно, что внутри властной вертикали ничего менятся не будет. и кстати чем женщина Гречанная не сообразуется со свежестью? это исключительно относительно электорального момента, то есть одного их факторов при назначении премьера.
на счет “управляемости” Додона я имел в виду, что он молод, и что ни говори доверить ему такой пост может быть опрометчиво, тем более в столь четко структурированной системе власти в РМ. для этого нужны веские причины..
а про Кристала, так он написал “несколько минут назад Воронин внес на рассмотрение Гречаную”, а новость на Н Регионе еще с утра висела, хотя версию о вездесущем Кристалле (он уже кабмин формирует) тоже со счетов сбрасывать нельзя:)
March 20, 2008 at 6:53 pm
хм… резонные замечания, не могу пока ничего сказать против
.
тем более интересно видеть как много людей на левобережье и в других местах внимательно смотрят за развитием событий в Кишиневе
March 20, 2008 at 7:06 pm
ну все таки соседи:)
March 21, 2008 at 12:19 am
И все же, что это за игру затеяли коммунисты?
Сохранение преемственности???!!! Назначение приемников???!!! – о чем это г-н Тарлев и Воронин??? господа коммунисты чересчур много смотрят ОРТ…..
В честной борьбе, ПКРМ сможет получить большинство (по-моему мнению) с вероятностью 0,4.
Они теряли, теряют и будут терять голоса. И исправить это сможет (как и в 2005г) только сильные шаги – например, если снова вскочить на какую-то ОЧЕНЬ популярную тему среди избирателей.
А эта замена премьера на заместителя – скорее напоминает попытку лечить воспаление легких – витаминками C.
Как в анекдоте: “- Доктор, а это мне помоежет? – Ну, точно не повредит.”
Среди множества сценариев того что может сделать (плохого) ПКРМ за год (обладая своими админ. и финансовыми ресурсами), наиболее сильной картой на мой взгялд является только Приднестровье.
Кто-нибудь знает что там (в переговорах с Россией) сейчас происходит?
Почему Смирнова хотят заменить?
March 21, 2008 at 7:25 am
Dumitru Minzarari: реплика на тактику Путина))))). Вот, где кроется ваша главная ошибка: вы относитесь к России, как к врагу. И строите свои умозаключения об стране, исходя именно из этого. А это ошибка. Путин в отличие от Воронина имел и имеет более 70% поддержки населения. Вы же не будете спорить? Эта реальная поддержка россиян. Не выдуманная! У Воронина наоборот: он все растерял и продолжает терять. По той простой причине, что он, как в том слогане (если его чуть-чуть переиначить): Больше говорит, чем жует. А когда говорит, то % 90 – врет!
И Медведев выиграл выборы не потому, что его хотели избрать россияне, а потому, Путин сказал: “Нужно избрать Медведева. Я ему доверяю.” Если бы он сказал, чтобы проглосовали, – ну, кого вы больше всего Dumitru Minzarari “любите”? Скажем, Смирнова, Алксниста или Жириновского, – то кто-то из них тогда стал бы президентом России. У Путина – непререкаемый авторитет. И он абсолютно не боялся быть (как вы ошибочно полагаете) выкинутым на свалку истории. Можно было бы придумать тысячу способов остаться президентом. Но он – гарант Конституции. И именно за то, что он ее не подмял в данном случае под себя, и подчеркивает, что он настоящий политический лидер.
У Воронина повторяю все наоборот. Он же прекрасно осознает, что ничего не может уже поделать. Любая фамилия, которую он озвучит – обречена. Да, может быть, вы и правы, говоря о Гагаузии. Но ведь смотрите.
В начале Кишинев, потом местные выборы, теперь Гагаузия. Закат ПКРМ. И все, – благодаря ее председателю. Я повторюсь. Коммунисты выиграют выборы, но у них не хватит голосов в парламенте. Поэтому и строят комбинации. И перетасовка в правительстве – не последняя в этом ряду. Марк не дремлет! Почему, например, не использовать еще и такой вариант? Одна или две громкие фигуры из воронинского окружения, отставленные недавно, – организуют партии с целью перетянуть часть правого или тот, что ближе к центру, электората на себя, и уже в стенах парламента объединиться в одну фракцию. Потому что ни Андроник, ни Брагиш, ни все остальные, – тот же Рошка, – с коммунистами объединяться не станут.
Путину время не нужно было, а у Воронина его уже катастрофически не хватает!!!!
На реплику Игоря: Почему Смирнова хотят заменить? )))) Это деза, запущенная, и не в первый уже раз, Ткачуком. Никто его менять не будет и не собирается. По крайней мере до очередных выборов. Здесь прав Dumitru Minzarari, когда пишет, что Россия предложила “не тот вариант, который хотел Воронин”. А что, этого нельзя было ожидать? Сколько бы Воронин ни встречался с Путиным, сколько бы молдавские Чип и Дэйл ни летали в Москву со своими планами, – все напрасный труд. Россия исходит из главного и у нее ВСЕГДА был только ОДИН план. Есть две стороны конфликта: Молдова и Приднестровье. И должны быть две договаривающиеся стороны: Молдова и Приднестровье. И вырабатывают общий план объединения опять же две стороны: Молдова и Приднестровье. Времена Молдавской Советской Социалистической Республики, в состав которой входило левобережье, – безвозвратно канули в лету. Эта территория – не есть молдавская. И абсолютно не имеет никакого значения, что Молдова признана именно в рамках данной территории или, что Россия признает Молдову в сегодняшних ее границах. Почему она это делает? Потому что чтит международное право, потому что не хочет “обезьянничать”. Был конфликт, есть проблема, которую нужно решать, исходя из реалий сегодняшнего дня. А они таковы. Сегодня в рамках бывшей МССР существуют два государства. Одно признанное – Молдова и второе непризнанное – Приднестровье. Причем по уровню жизни последнее превосходит первое. Нужен РАВНОПРАВНЫЙ диалог двух сторон. А не, – как ошибочно полагает Воронин с Ткачуком, – договоренности между Россией и Молдовой. Потому что сколько бы они не договаривались между собой ли, между Украиной или ЕС ли, – в конце концов подписывать будут и Кишинев, и Тирасполь. И выполнять эти договоренности будут тоже они. Вот когда Кишинев увидит в Тирасполе равноправного партнера – все пойдет, как по маслу. Молдавские политики же до сих пор полагают, что живут в МССР. А это и есть главная причина, почему до сих пор не могут договориться.
Реплика: Dumitru Minzarari….интересно видеть как много людей на левобережье и в других местах внимательно смотрят за развитием событий в Кишиневе…)))) Ну, это и понятно. На левом берегу живут и братья-молдаване!!! Правда, в отличие от большинства своих сородичей правого берега – у них “кругозор поширше, и сердце помягче”.
March 21, 2008 at 8:22 am
Nikolia,ну,что я вам говорил,ваши оценки ситуации в Молдове как всегда,раскритиковали в пух и прах.Удивляюсь,как вам еще верит Дмитрий,форменному лгуну,о том,что вы все знаете и знали,и на левом и на правом берегу)))?Вы знали что-то там у себя в ПМР,что будет в Молдове именно такая схема?Ни одной публикации не видел.Значит,это ваш художественный свист.Обсуждать кандидадуры премьеров?А зачем?Что это сейчас меняет?Марк и Степанюк?Интересное лоббирование своих интересов тем человеком,именно Николя,кто всячески гадит Молдове.О Гречаной ты уже на нескольких сайтах так некрасиво высказался,я бы тебе начистил фейс за такие слова.Но она таки выдвинута,и тут ты вляпался.И опять нагнетание с цейтнотом у Воронина.Бред.Ему бы спокойно уйти и плавно передать власть,но тебе обязательно надо пургу развести.О каких хотелках разговор?Сам придумал?Кто будет стараться лягнуть папика?Все и так известны.Тогда к чему застоны?Пример Гагаузии в чем?В том,что от неизвестно кем созданой и оплачиваемсой структуры Единая Гагаузия,якобы проведшей съезд из 500 делегатов, ни один человек не прошел в Народное Собрание Гагаузии?Зато грязи от имени этой прокладочной струкуры,ты Николя,и авторы лжи о голоде и массовом геноциде гагаузов,наляпал по всему интернету вдоволь.Скажи,зачем ты портишь воздух?Молдова стоит враскоряку и у ПМР золотая акция?У сепаратистов никто и ничего спрашивать не будет.Я считаю,что москвичи опять пытались развести Воронина,пообещав прижать Тирасполь,но раз ничего так и не происходит,впереди выборы и все.Повтор суда с Пасатом,это сигнал Москве,вы не выполняете обязательств.Конец спекуляциям,Николя.Блокироваться с ПМКРМ всегда будут те,кто пройдет в парламент и будет желать работать,иначе снова роспуск и перевыборы.Так что в Молдове превратили в фарс?Опять домыслы?О каком преемнике ты пел,когда еще надо выиграть выборы,а?А ведь как закрутил интригу,-”у папика горит земля под ногми”.Это очередной твой блеф.
March 21, 2008 at 8:33 am
Суть переизбрания правительства,если москва не прижмет тирасполь,в спокойном уходе папика,а если прижмет,в избрании общего парламента после роспуска,переформатирования власти и опять же спокойного ухода.Удивляюсь тем,кто кричит с пафосом о молдавском преемнике.Полная чушь.
March 21, 2008 at 8:55 pm
А где подевались целых два поста?Почему тут установлена цензура?
March 21, 2008 at 9:23 pm
А еще Николя тут перепевает на свой лад статью Андриевского в части про Степанюка,выдавая за свои разведданные чужую аналитику.Смэшно.
March 22, 2008 at 2:10 am
Nik, так как вы уже не первый раз читаете мои ответы на ваши комментарии, то вас не удивит и этот. Я лишь прочитал первые несколько фраз, и не стал читать дальше. Извините за грубость, но ваш комментарий диллетантский, лишен логики, которую вы пытаетесь компенсировать вашими надумками (а зря, пытайтесь аргументировать свои слова, и тогда будет больше логики) – а на глупости я не собираюсь отвечать подробно, просто времени нет. Скажу только, что слова “тактика Путина” никак нельзя интерпретировать как мое отношение к России как к врагу. Более глупого умозаключения я уже давненько не читал. Я обьяснил там подробно почему я считал позицию Воронина после 2009 года крепче чем у Путина после его ухода с поста президента. 70% поддержки населения? Еще раз повторю, то что уже говорил не раз – в странах где у населения низкая политическая культура и активность, и где существует авторитаризм, мэйн-стрим медиа под контролем, то можно добиться поддержки населения любого президента. Тот факт что в российских онлайновых изданий говорили о том что рейтинг Медведева начал резко увеличиваться, чуть не обгоняя Путина, после его “назначения” преемником говорит в пользу моих слов. Дальше комментировать не буду, а на будущее буду удалять посты, которые состоят из одних заявлений, без аргументаций. Особенно если это будет чистой воды липа, как например то что левобережье превосходит по уровню жизни правобережье (сравни статистические данные). Повторяю подобный бред буду удалять – большинство людей читающие этот блог информированны, и им не хочется читать туфту которой пестрит агитпроп Тирасполя.
Колонель, все посты появляются на блоге, лишь после моего подтверждения, таким образом я пытаюсь контролировать “пустые” посты, и сохранять время читателям.
March 22, 2008 at 4:25 am
насчет основной темы – смены правительства – уже сказано достаточно. не буду вдаваться в подробности. думаю Коммерсант за пятницу описал ситуацию достаточно адекватно
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=869447
насчет равноправного диалога между Тирасполем и Кишиневом. спорить не буду, просто выскажу мнение
1. проталкивание равноправного диалога это есть часть политики затягивания конфликта. По многим признакам – РФ пока не готова пойти на быстрое урегулирование конфликта (наверное пока не получила того что хотела). вот и проталкивает благообразно выглядющую идею “равноправного диалога” – зная что РМ не может пойти на диалог который бы смотрелся как диалог двух равных субьектов.
вот если бы обстоятельства были такими, что РФ вдруг понадобилось бы срочно урегулировать конфликт – то думаю пропали бы все красивые ссылки на “общепризнанные принципы урегулирования конфликтов”, а вся мощь рычагов “убеждения” была бы направлена на скорейшее достижение согласия. и диалог велся между основными игроками – и уж тут я не уверен что Тирасполь бы был среди них.
2. Не понимаю чем сейчас диалог недостаточно равноправный. Ведь переговоры в формате “5+2″ ведуться (или велись) между Кишиневом и Тирасполем как стоонами ПРИ посредничестве остальных. думаю есть достаточно лудей несогласных с этой формулой считая РФ стороной конфликта, но я сейчас сужу по томум как оно есть на сегодняшний день. И второе насчет равноправия – я думаю подавляющее число документов переговорного процесса и планов урегулирования (прошлых и настоящих) начинались с упоминания сторон – Молдовы и Приднестровья.. и подписываться они также должны Молдовой и Приднестровьем в первую очередь.. при заверяющих достигнутые договоренности подписях посредников и наблюдателей.
чем же это вам не равноправный диалог?
и последнее – какая цель ставиться за таким акцентированием равноправного диалога – если это цель вести реальный предметный диалог и договариваться, это одно. А если цель ставиться – набирать все больше очков для аргументации тезиса что “вот нас уже все признают как равных РМ – так что не видим обстоятельств против нашего официального признания”.. то это совсем другое, не способствующее началу нормальных переговоров, нацеленных на результат.
с уважением
Наблюдатель
March 22, 2008 at 4:14 pm
Спасибо Нику за ответы.
Основные тезисы понятны – Россия (пока) не согласна поддерживать Воронина на выборах 2009.
И заявленный формат: “Шевчук баллотируется по спискам ПКРМ в “объединенной” Молдове” – Россию (пока) не устраивает.
Это и понятно, в случае “послушного голосования” приднестровцев за ПКРМ – Воронин становится еще более сильной фигурой, чем он является сейчас.
А Кремлю – совершенно не хочется иметь сильную неконтролируемую партию.
Чтобы заинтересовать Россию – предложение Воронина должно содержать не только какой-то там нейтралитет, но и интсрументы жесткого контроля политической жизни страны. Потому что контролируемое Приднестровье выгоднее Кремлю, чем “нейтральная” неконтролируемая Молдова.
ПКРМ не станет подконтрольной партией – и в России это понимают.
Дмитрий, не сердитесь на Ника…
у Ника работа такая – поэтому и ответы по типу “хочешь что-то узнать, тогда выслушай сначала наше рекламное предложение”
т.е. пропаганда идет внагрузку к нормальному ответу.
Но всеравно очень интересно……
Спасибо Ник.
March 22, 2008 at 7:34 pm
…mdaa…tin si eu sa-i multumesc lui Nik… asta pentru enorma portie de ris pe care ne-a oferit-o… gratuit…
scuze Nik, asta-i realitatea 
In rest…lecturi destul de interesante
March 23, 2008 at 9:16 am
Реплика на ответ Игоря)))). И тебе спасибо за понимание и хорошие слова. А то – я прочитал только первые строки…ну, и так далее. Хочу еще сделать маленькое одно уточнение – у меня работа абсолютно не такая…Уверяю вас!!! Но, как говорится, каждому овощу свою грядку. И каждый волен думать все, – в меру своей образованности. Вот что хотелось бы заметить.
1. Инфа о том, что Шевчук баллотируется по спискам ПКРМ в “объединенной” Молдове” – это сумасшедшая идея Мокану. Не более. Он, кажется, первый ее озвучил. Но это действительно бред. Во-первых, у Шевчука нет молдавского гражданства. Как нет его у 99,99% сегодняшних депутатов Верховного Совета и политиков Приднестровья. И не только потому, что наличие российского или украинского паспортов влечет автоматический отказ от молдавского, а потому – что никто и не заикался даже, чтобы стать гражданином Молдовы. Даже тот же ваш друг Радченко – ходит с российским паспортом, потому что получает российскую пенсию. Во-вторых, что может сделать ОДИН Шевчук в молдавском парламенте? Тем более, как развивает свою “мысль” Мокану, после выборов тот сразу же возвращается в Тирасполь. Ну, и зачем тогда спрашивается вся эта камасутра? И такое изощренное политическое самоубийство? Бред!!!!
Как мне кажется, у Москвы более тонкий план. В отличие от Воронина, который хочет все и немедленно (но как всегда получит дырки от бублика), Кремль занимает в данный момент выжидательную позицию. Он ждет результатов выборов в Гагаузии. Формузал же не зря сказал, что статус АТО должен быть не ниже приднестровского. Другими словами, как совершенно точно заметил Игорь: “России нужны инструменты жесткого контроля политической жизни Молдовы”. Нужна целая система сдержек и противовесов, чтобы ни одна из сторон не смогла уйти от ранее подписанных договоренностей. И тем самым держать ВЕСЬ регион в орбите своего влияния. Повторяю еще раз: Москве нужна вся Молдова. Приднестровье и так в ее руках, и она его никому не отдаст. Сама и дальше будет доить эту буренушку.
А слова Воронина, что он отказывается от НАТО и ГУАМ – это типичный блеф престарелого и уже изжившего от ума комуняки. Его в Кремле пока слушают, кивают головой, но делают по-своему. Москва и так знает, что Молдова по Конституции внеблоковое государство, как и то, что в это НАТО она попадет ну, не очень скоро. Для этого по крайней мере нужно изменить Конституцию. Но как только это движение начнется – все! О Приднестровье можете забыть во веки вечные!
А ГУАМ? Ну, что сейчас решает эта организация? Пытается закапывать в землю трубы, которые еще даже не подвезли!!! Какой от нее толк? Поэтому на эту туфту Москва не поведется – там же сидят не первоклашки…Вы же это прекрасно понимаете…
2. Граждане Приднестровья прекрасно знают, что собой представляет сегодня ПКРМ и лично ее председатель. Поэтому никогда в жизни за нее голосовать не будут. Они прекрасно помнят, что натворил Воронин за эти семь лет. Вот если он, к примеру, уходит и передает бразды правления новому человеку в партии, – возможно, что-то и получится. Но опять же при одном только условии, – что Смирнов или Медведев, или Путин обратятся к приднестровцам со словами, что это уже другая партия и что в ней нет этого алкоголика – можете спокойно голосовать.
Так что, суммируя выше сказанное, – замечу. Чтобы привлечь на свою сторону приднестровцев, нужен не только договор их устраивающий, но нужно менять молдавскую Конституцию и Закон о выборах. А сделать это нужно, если я не ошибаюсь, за полгода до голосования. Так что участие приднестровцев в очередных по сроку выборах в Молдове, – исключено, физически. Вот почему слова Воронина в Коммерсанте, что все уже решено – пустышка. Как уже неоднократно писали и в Молдове – это попытка выдать желаемое за действительное! Ещё не всё предрешено, Ещё не все совершено, Ещё не все погасли краски дня…” Впрочем, это уже другая песня…